ШИКАРНЫЙ ВИД! Аэросъемка от ИА Infopole – улетное видео и фантастические фотографии!
ШИКАРНЫЙ ВИД! Аэросъемка от ИА Infopole – улетное видео и фантастические фотографии!
ШИКАРНЫЙ ВИД! Аэросъемка от ИА Infopole – улетное видео и фантастические фотографии!
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ НА INFOPOLE.KZ
РЕКЛАМА И РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ НА INFOPOLE.KZ

ЭКСПЕРТ: решение вопроса по статусу Каспия открывает перспективы для сотрудничества региональных государств

26.07.2018 18:15:43 Просмотров: 314
Информационное агентство INFOPOLE, 26 июля 2018г.

Международный эксперт, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета, руководитель Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов накануне проведения в казахстанском Актау V Каспийского саммита поделился своим мнением о том, какие наиболее острые проблемы регионального и международного характера позволит решить определение правового статуса Каспия и ожидаемое подписание итоговой конвенции по этому вопросу.

Сызранов.jpg

- С распадом СССР и образованием на постсоветском пространстве новых независимых государств Каспийский регион превратился в геополитическое пространство, на котором сфокусировалось внимание ведущих мировых держав. Развитие региона привело к его трансформации в один из заметных факторов глобальной политики и экономики.

Регион Прикаспия в геополитическом понимании включает в себя гигантскую территорию на стыке Европы и Азии. В него принято включать пять собственно прикаспийских государств. Кроме того, «околокаспийскими» являются страны субрегионов Северного и Южного Кавказа и пространства Центральной Азии. Сегодня эта огромная территория является центром столкновений энергетических стратегий региональных и внерегиональных государств.

Каспийский регион, представляя собой разветвленную сеть морских, сухопутных и трубопроводных маршрутов, выступает как стратегически ценный транспортно-коммуникационный участок Евразии.

Для прикаспийских государств – России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана – рассматриваемый регион важен с точки зрения не только ресурсных богатств, но и, прежде всего, создания зоны устойчивого социально-экономического развития. Именно это позволит сформировать базу экономической стабильности, повысить качество жизни и, следовательно, укрепить фундамент безопасности данных стран.

В настоящее время Каспийский регион развивается в условиях проявления серьезных рисков и вызовов, среди которых: усиление разногласий между прибрежными странами вокруг правового статуса Каспия, подогреваемых как сохраняющимися спорами по различным вопросам двустороннего и многостороннего взаимодействия, так и внешними игроками; борьба за контроль над транспортно-коммуникационной системой Каспийского региона;  последовательное разрушение богатой и одновременной хрупкой экосистемы Каспийского моря, чреватое катастрофическими последствиями для всего региона.

Эта ситуация входит в диссонанс с большими экономическими перспективами развития региона, укрепляющимися связям между региональными державами и несёт потенциальную угрозу этому развитию и связям.
Важным фактором, влияющим на формирование геополитической обстановки в Каспийском регионе и взаимоотношения прибрежных государств, продолжает оставаться неопределенность правового статуса Каспийского моря, который включает в себя такой важный аспект, как раздел его дна и акватории и связанные с этим вопросы недропользования.

Несмотря на имеющиеся разногласия, прикаспийские государства продолжают двигаться в направлении сближения позиций по решению главного «Каспийского вопроса». 
Приоритетным в определении статуса Каспийского моря должен быть баланс интересов прикаспийских стран. Затягивание с решением данного вопроса уже давно перестало отвечать национальным интересам и способствует росту недоверия и рискам дестабилизации обстановки в регионе может и должно стать основным фактором, способным привести переговорный процесс к его завершению.

Очевидно, что именно взаимодействие России и Казахстана является «драйвером» в плане продвижения к окончательному оформлению правового статуса Каспия.
Важнейшим документом четвертого Каспийского саммита, состоявшегося в Астрахани в 2014 г., стало совместное заявление глав государств, закрепившее широкий перечень принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность прибрежных стран на море. В последующем, эти принципы были инкорпорированы в текст проекта конвенции о правовом статусе Каспия.

Коммюнике по итогам Астраханской встречи президентов зафиксировало имеющийся прогресс в каспийском переговорном процессе и основные направления дальнейшего сотрудничества государств каспийского побережья.

Главная задача текущего момента – снять оставшиеся противоречия по ряду вопросов, связанных с текстом конвенции и зафиксировать достигнутый компромисс в итоговом документе, завершая тем самым более чем 25-и летний период переговоров на высшем уровне.

Взаимодействие прикаспийские регионов России, Казахстана и Азербайджана имеет огромный потенциал, который может стать примером для формирования новой модели «Каспийского сотрудничества».

Встреча в июле 2016 года глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств (Казахстана, Туркменистана, Ирана, Азербайджана и России) не принесла желаемого результата – компромисс по поводу Конвенции о правовом статусе Каспийского моря достигнут не был. По этой причине проведение пятого по счету саммита глав прикаспийских государств в Астане было отложено на неопределенный срок.

Хотя все без исключения государства в той или иной степени изменили свои первоначальные подходы к проблеме определения статуса Каспийского моря, все-таки наибольшую гибкость проявила «тройка» Россия, Азербайджана и Казахстана. В последнее время в сторону уступок начал "дрейфовать" и Туркменистан.
В частности, в 2015 году было ратифицировано казахстанско-туркменское соглашение о разграничении Каспийского моря на казахстанский и туркменский сектора. Фактически Туркменистан принял эстафету у России, Казахстана и Азербайджана в вопросе разграничения Каспийского моря.
Единственная сторона, которая не поддерживает принцип применения модифицированной срединной линии – это Иран, самый сложный переговорщик в прикаспийском регионе. И именно иранская позиция является камнем преткновения в вопросе определения правового статуса Каспия.

Прошедший в Астрахани в 2014 году саммит, стал своего рода прорывом в решение каспийской проблематики. По его результатам был определен размер исключительной экономической зоны, на которую распространяется юрисдикция суверенного права прибрежных государств протяженностью 25 морских миль. При этом остальная поверхность моря остается в общем пользовании. Это создает новые форматы обсуждения данного вопроса.

В рамках IV саммита в Астрахани был сформулирован каркас будущей «Конвенции о правовом статусе Каспийского моря». Видный российский дипломат подчеркнул, что положительный результат подготовки текста Конвенции зависит во многом от синхронности, конструктивности переговоров каждого государства.

Основой Конвенции станут положения, достигнутые в Астрахани в 2014 году:
1. Каспийское море - закрытое море, а значит только пять прибрежных государств правомочны обеспечивать силовое присутствие в его акватории. 2. Присутствие вооруженных сил в Каспийском море неприбрежных государств запрещено. 3. Установлены два типа зон в прибрежном и морском пространстве Каспия: рыболовная 25-мильная зона и 10-мильная зона исключительного права на добычу ресурсов прибрежным государством. 4. Принципы мореплавания. 5. Определение Каспия как моря дружбы и добрососедства.

Сегодня прикаспийский регион переживает период трансформации, и она касается не только сферы безопасности, но и экономики. С учетом того, что каспийские страны – это по большей части нефтедобывающие экономики, а цена на нефть значительно снизилась, государствам региона на нынешнем этапе необходимо приложить максимум усилий для диверсификации торговых отношений. Страны прикаспийского региона будут переживать период трансформации, отходить от добывающей модели экономики, осваивать новые сферы производства. И если уж мы говорим о безопасности, то диверсификация экономики является тем фактором, который укрепит безопасность в регионе.
Каспий можно рассматривать как разветвленную сеть морских, сухопутных и трубопроводных маршрутов. По сути дела Каспий является стратегически ценным транспортным и коммуникационным участком Евразии. Конструктивное сотрудничество прикаспийских государств возможно не только на базе политического взаимодействия, но и на базе экономического сотрудничества. И чем больше будет взаимопроникновение экономик каспийских государств, тем более целостной они будут структурой, тем выше будет их устойчивость и сопротивляемость по отношению к внешним факторам. Учитывая значительный рынок товаров и услуг прикаспийских стран, углубленное взаимодействие может послужить толчком для роста собственных экономик и способствовать региональным интеграционным процессам. Формирование транспортного потенциала позволит расширить и политические, и деловые контакты. В этом заинтересованы все прикаспийские государства.

Ключевую роль в этих процессах может сыграть транспортный коридор «Север-Юг», прежде всего потому, что этот проект был инициирован всеми пятью прикаспийскими государствами и на настоящий момент является самым успешным из реализуемых в регионе. В то же время у проекта «Север-Юг» нет единого рабочего органа, который мог бы разрабатывать и согласовывать тарифы, заниматься логистикой, служить единым центром управления. Во многом это обусловлено отсутствием правовой основы и, в конечном счете, связано с незавершенностью процесса определения статуса Каспия. Решение вопроса позволит раскрыть потенциал Каспийского моря в качестве важной транспортной «артерии» Евразии.

В случае подписания на предстоящем V саммите «Каспийской пятерки» Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря, в которой будут прописаны принципы взаимодействия прибрежных стран во всех жизненно важных сферах, уже в ближайшие годы могут быть запущены большинство запланированных транспортных коридоров.

Разногласия по поводу определения правового статуса Каспия не новы, определяются многими экспертами как упущенные возможности государств Каспийского региона, и порождают множество новых проблем.

В то же время решение этого вопроса открывает много перспектив для сотрудничества региональных государств в различных сферах, не только по вопросам военной безопасности, но и экономики, экологии, энергетики, транспорта и туризма.

К настоящему времени переговорный процесс вышел на финишную прямую, и в тексте Конвенции сбалансировано отражены национальные интересы всех пяти государств.
При этом необходимо понимать, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря - это рамочный документ, и для реализации ее положений необходимо разработать и принять протоколы к ней. И такая работа сейчас также ведется. Это протоколы, касающиеся противодействию целому ряду невоенных угроз: наркотрафику, организованной преступности, терроризму, браконьерству. Кроме того, необходимо развивать меры доверия. Ведь каждое из государств Каспийского региона обладает военным потенциалом.
Количество показов: 314
Короткая ссылка на новость: http://www.infopole.kz/~tr9kE