ШИКАРНЫЙ ВИД! Аэросъемка от ИА Infopole – улетное видео и фантастические фотографии!
ШИКАРНЫЙ ВИД! Аэросъемка от ИА Infopole – улетное видео и фантастические фотографии!
ШИКАРНЫЙ ВИД! Аэросъемка от ИА Infopole – улетное видео и фантастические фотографии!
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ НА INFOPOLE.KZ
РЕКЛАМА И РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ НА INFOPOLE.KZ

ЭКСПЕРТНЫЙ ДИАЛОГ продолжение интервью

ЭКСПЕРТНЫЙ ДИАЛОГ продолжение интервью
06.02.2018 13:05:01 Просмотров: 705
Информационное агентство INFOPOLE, 06 февраля 2018г.,
ЭКСКЛЮЗИВ

Продолжение большого интервью по итогам прошедшего в Актау 12-го выездного заседания Каспийского экспертного клуба. Мы беседуем с одним из главных его участников, российским политическим обозревателем, кандидатом политических наук, главным редактором телеканала "Астрахань-24" и международной "Каспийской редакции" Александром Васильевым.

Александр Владимирович, немного предвосхищая и опережая события, хочу спросить Вас вот о чем. В этом году ожидается принятие долгожданного документа – подписание конвенции о правовом статусе Каспия, очень надеемся, что все пройдет гладко. Какой прогноз можно сделать о будущем медийного сотрудничества, развитии логистики и экономики в целом по Прикаспийскому региону с принятием этой конвенции? Даст ли это реальный, быстрый и ощутимый эффект?

- В ходе заседания Каспийского экспертного клуба в Актау нам, к счастью, удалось потратить какое-то время на эту тему. Большие транспортно-логистические проекты дают эффект и окупаются не сразу, это не один год. Кроме прямой прибыли транспортных, логистических, портовых и судовых компаний, как правило, их вложения окупаются в течение нескольких лет. При этом всегда возможна какая-то ошибка в расчетах, убыточность на одном этапе, прибыльность на другом. Бывают и другие ситуации, когда сначала вроде бы все идет хорошо и есть прибыль, затем потоки куда-то уходят. Такие прецеденты в мире есть. Я думаю, что достижение договоренности по статусу Каспия, которая уже почти четверть века не может быть достигнута, решит целый ряд проблем внутри региона. Это – транскаспийские транспортные коридоры в направлениях Восток–Запад и Север–Юг со встречными потоками. Эти два направления, которые пересекаются на Каспии, смогут развиваться быстрее и спокойнее, без напряженного выжидания "а что получится", "а не возникнет ли политических проблем", когда уже произведены огромные капитальные вложения? Если, вдруг, возникают политические проблемы, и эти капитальные вложения омертвляются, то их приходится списывать на убытки. Я думаю, что у бизнеса эта головная боль исчезнет. Формирование грузовых потоков уже после формирования транспортных коридоров – это, безусловно, плодотворно для развития экономики. И если есть транспортные, грузовые потоки вдоль параллелей, то неизбежно, через узлы, появляются те же самые потоки вдоль меридианов. Мы представляем себе протяженность маршрутов, их географию, себестоимость транспортировки тоже измерена и проверена, тестовые грузы также проходили. Так что я ожидаю достаточно быстрого экономического роста после принятия конвенции по статусу Каспия, значительного роста экономики прибрежных регионов, для нас это очень важно, ведь Астрахань  тоже прибрежный регион. То есть, развитие, и рост экономики в Актау неизбежно скажется на росте астраханской экономики и наоборот, рост экономики в Астрахани будет очень полезным для разных мощностей в Актау, это взаимная зависимость.

Хочу задать Вам комплексный вопрос. Понятно, что экономическое развитие, это априори хорошо. Большинство политиков придерживается того мнения, что сначала нужно решать экономические вопросы, а лишь затем политические. Мы никуда не можем деться от того, что политика и милитаризация – это две сопряженные плоскости. Это также можно отнести и Каспийскому региону. Как Вы думаете, стоит ли ожидать коренных изменений уровня милитаризации в регионе с подписанием конвенции о правовом статусе Каспия?

- Я думаю, что по крайней мере, он остановится. Во всяком случае, я не вижу предпосылок к наращиванию милитаризации на Каспии. Ни одной из прикаспийских держав это не нужно. Конечно, есть специфические задачи для России, которые никак не связаны с интересами прикаспийских государств. Это закрытый водоем, площадка для проекции сил на Ближний Восток, как мы видели на примере с Сирией. Ранее уже приходилось об этом говорить, что та конфигурация военных сил и средств, которая есть у России на Каспии, никоим образом не направлена и не может быть использована против прикаспийских государств. На Каспии существует целый ряд серьезных проблем, которые требуют присутствия силовых структур. Это – наркотрафик, это такая очень стыдная вещь, о которой стараются не говорить, но она есть – работорговля, это трафик оружия, это перемещение террористов и террористических групп. К сожалению, вокруг Каспия не так много населения, при этом, здесь огромные свободные территории, для контроля которых нет достаточных технических средств, особенно это относится к восточному берегу. А от этого берега, увы, не очень далеко до традиционных центров терроризма, эта ситуация не может не беспокоить. Она беспокоит в одинаковой степени Росиию, Казахстан, Туркмению, Иран. Эти проблемы есть, и от них прятаться не нужно. Без наличия определенных силовых ресурсов на Каспии решить эти проблемы просто невозможно. Ни одно государство, достигшее какого-то минимального уровня развития, уровня цивилизованности, назовем это так, не может позволить себе иметь на своей территории какие-то неконтролируемые ареалы, где может происходить абсолютно все, что угодно. В этом смысле география здесь работает против нас. Огромные пустынные участки побережья, огромные пространства, через которые можно перебрасывать просто что угодно – оружие, наркотики, боевиков, рабов и так далее. То есть, эти коридоры нужно перекрывать. Если для этого существуют другие, не силовые средства, это значит, что они мне просто не известны. Без определенного силового присутствия на Каспии, к сожалению, обойтись нельзя. Вот его масштабы – это уже предмет договоренностей между каспийскими государствами. Я думаю, что в этой ситуации, в соответствии с принципами международной политики, которые сформулировал еще великий Томас Вудро Вильсон к Версальскому договору и которые сначала были положены в основу Лиги наций, а затем, уже в более полном виде – в основу Организации Объединенных Наций, должны быть открытые международные договоры. Каждое из государств должно открыто и ясно декларировать свои цели – зачем оно это держит, и объяснять, в каком объеме и с какой целью ему это нужно. Я думаю что тогда, никакого взаимного опасения, места для недоверия просто не останется.

Александр Владимирович, у меня есть один, как мне кажется, простой вопрос, касающийся самой широкой аудитории. Скажите, каким образом подписание декларации о правовом статусе Каспия скажется на простых жителях региона, что произойдет с теми "цепями" неурегулированных отношений, которые сковывают межгосударственное развитие на общих берегах многие времена?

- В медицине говорят: где нарыв – там надрез, там эвакуация. Подписание конвенции, по моему, сыграет такую роль вскрытия. Гораздо меньше останется проблем, которые держатся где–то там, за пазухой, под спудом и тормозят развитие. Вот я думаю, что после подписания конвенции таких проблем станет гораздо меньше, на порядки. Соответственно, государства будут гораздо спокойнее, раскованнее, смогут шире планировать собственное развитие, свои коммуникации, хозяйственную деятельность и так далее, уже без опасения, что кто-то придет и скажет – а мне это не нравится, мы об этом не договаривались, у меня тут "бронированный кулак" больше. Для этого просто не остается места.

По Вашему мнению, будет ли на Каспии создана зона свободной торговли?

- По своему статусу зона свободной торговли и конвенция – это разные вещи. Конвенция – это, возможно, шаг к некой зоне свободной торговли. Как показывает общая практика, сейчас мировая экономика начинает с зонами свободной торговли решительно бороться. Потому что эти зоны свободной торговли превращаются в зоны для отмывки криминальных денег, в том числе и от наркотрафика и так далее. То есть, под определением зоны свободной торговли довольно часто понимают существование неких таможенных и прочих барьеров, которые каким–то совершенно неадекватным образом защищают свою экономику от влияния другой. Это, например, защита от конкурентных цен, в общем есть много различных причин. Это одна ситуация. А вот зона свободной торговли, в общем смысле, то есть, зона с особыми налоговыми режимами, без налоговых режимов, без регистрации, либо с серьезными поблажками при регистрации юридических лиц, их хозяйственной деятельности – по сути, это способ ухода для субъектов, находящихся в чьей либо юрисдикции, от налогообложения, это способ отмывки капиталов, нажитых нечестным путем и так далее. Вот я бы разделил эти процессы. Таможенные барьеры – это вопросы межгосударственных отношений и любое, здоровое, здравомыслящее государство, постарается либо от этих барьеров уходить, либо их держать, но так, чтобы это было к своей выгоде, и не только. Ведь можно получить сиюминутную выгоду, установив заградительные пошлины на какой-то вид товара, либо их категории, группы товаров, в расчете на то, что у тебя поднимется собственное производство. То есть запретить ввоз каких-то аналогов от конкурентов. Десятилетиями мировой практики проверено, что если вы защищаете свое производство от внешней конкуренции, вы не сможете производить конкурентоспособную продукцию. То есть, такая протекционистская защита от конкуренции – она понятна и это очень легкий, простой механизм. Но в среднесрочной, и тем более в долгосрочной перспективе он приводит к проигрышу. В краткосрочной перспективе вы получите выгоду на ближайшие несколько лет ¬– два, три, пять лет. Но что касается среднесрочных событий – три, четыре, пять и более лет, то вы почти наверняка будете иметь негативный результат. Ваша продукция под этим "зонтиком" таможенных, заградительных и прочих барьеров будет просто неконкурентоспособной, она будет никому не нужна, в том числе и вашему населению. Это касается абсолютно всех. То есть заградительные барьеры, заграждение своего бизнеса от конкуренции – это самое последнее дело. Мы помним, что любая конкуренция всегда на пользу потребителю. Если вы заботитесь о собственном населении, то не будете ограждать свой бизнес и предпринимателей от внешних конкурентов. Тогда ваш бизнес будет вынужден вкладываться, не обязательно это деньги, и в современные технологии, чтобы снижать себестоимость продукции, повышать ее качество, повышать потребительские свойства и так далее. То есть, конкуренция – это великая вещь, великое изобретение! Да, она неприятна, потому, что кто–то разоряется, кто–то теряет работу, доходы. Но пока человечество ничего лучше не изобрело. Конкуренция между производителями и поставщиками всегда идет на пользу конечному потребителю, то есть народу. Любой правитель, который заботится о народе, не будет злоупотреблять протекционистскими мерами, таможенными и прочими барьерами.

Вы могли бы сделать среднесрочный прогноз? Допустим, мы находимся в 2035 году. Технологии блокчейн и криптовалюты в Прикаспии, каково Ваше видение этих процессов в регионе?

- При современных темпах развития технологий 2035 год – это где–то очень далеко. Блокчейн, где–то года через два, возможно, будет заменен чем-то еще, криптовалюты также могут быть заменены. Я просто не рискну делать какие либо прогнозы…

Хорошо, я поясню свой вопрос. Общеизвестным фактом является то, что соседи по Каспию – Азербайджан, Иран активно внедряют и развивают у себя сейчас эти технологии. Какие перспективы Вы видите для этого?

- Блокчейн – это возможности сегодняшнего и ближайшего завтрашнего дня. Но уже не послезавтрашнего. Что будет послезавтра, сейчас мы можем только предполагать. Я не сомневаюсь в том, что появится что-то куда более эффективное, и в смысле планирования бизнеса, чем то, о чем мы сейчас говорим. Криптовалюты и блокчейн – пока, в широком понимании, это просто слова, которые у всех на слуху. Подобно пахучей морковке, на которую все кинулись (смеется).

Но не кроется ли здесь подвох в виде неясной до конца реакцией на эти процессы и явления со стороны регуляторов?

- Говорят, что блокчейн регуляторов вообще убьет, кстати, как и криптовалюты. Регуляторам нужно будет менять свои качества и превращаться вообще во что-то другое. Также и обычное госуправление технологии блокчейн могут просто убить, это сделает его более глобальным. То есть, государственные институты сейчас должны хорошо ориентироваться и понимать, как они будут это использовать, как они будут существовать и трансформироваться. Внешние условия просто вынудят их трансформироваться. Поэтому появление таких технологий как блокчейн, прямо толкает государства и их лидеров, государственный аппарат к очень решительным и быстрым реформам.

Но на практике, фактически быстрых реакций ни в России, ни в Казахстане пока мы не наблюдаем...

- На самом деле это очень плохо. Темпы роста экономики Казахстана оцениваются где-то в районе 4%, темпы роста экономики России – менее 2%. Мировая экономика растет в районе 3,8-4%, может быть даже больше, есть прогнозы на более 4%. Экономики "догоняющего" типа, такие как в России и Казахстане должны расти в темпе выше среднемировых. Иначе отставание будет нарастать, это самое страшное. Пока отставание от мировой экономики, как мы видим, нарастает. Для Казахстана, вероятно, необходимые в этом смысле, минимальные проценты роста экономики – это 6-7, для России – в районе 4-5%. Пока у нас таких темпов нет, мы это видим, и обеспечить такой рост ¬– прямая задача государственного аппарата. Понять, как достигать этих темпов. На самом деле – не рискуя, не вкладываясь в какие-то краткосрочные супер–проекты, которые дадут лишь хорошую статистическую отчетность. Ведь нужно чтобы с такими темпами рос реальный сектор экономики и конечное потребление, по тому что в конечном итоге, все делается для потребителя, для населения. Великий Федор Иванович Шаляпин, который, как известно, никакого образования вообще не имел, он просто был гением, как-то сказал: «если у меня не будет денег, чтобы заказать себе новые брюки, то, на что тогда мой портной будет кормить свою семью?». Человек, который не имел ничего кроме здравого смысла, и был крайне далек от экономики, выдал вот такое высказывание. То есть он понимал – если есть массовый потребитель, если в стране есть деньги и население хочет и любит делать покупки, тогда экономика безусловно будет развиваться. Тогда есть смысл производить товары, не на склад, как это делалось в Советском Союзе, просто для отчетности. В результате, как мы помним, были затоваренные склады с абсолютно невостребованной и нереализованной продукцией, были выдернуты и выключены из оборота гигантские средства. Как мы знаем, такого планирования и госуправления Советский Союз не выдержал. И не дай Бог повторять ошибки тех времен.

Давайте поговорим еще об одном явлении, которое очень востребовано потребителями по всему миру, и на Каспии в том числе. Я имею ввиду  индустрию туризма и ее составляющие, и  в первую очередь, конечно же, развитие морского отдыха, что сегодня представляется очень актуальным для государств Прикаспия. Александр Владимирович, как Вы считаете, получит ли в обозримом будущем наш потребитель долгожданные и доступные морские круизы по Каспию?

Проект морского  круизного лайнера Петр Великий для Каспия.jpg

- Я надеюсь, что да. Но для этого ведь нужно не только круизные лайнеры построить, не только флот. Допустим, приходит в порт такой морской лайнер на 300-400 пассажиров. Скажите, они куда сойдут на берег? Ведь для этого нужны еще и портовые сооружения, нужны морские вокзалы, должны быть специальные помещения для пассажиров, специальные службы, пропускные пункты, таможня, пограничный контроль, это  несомненно.

Тогда в чем же проблема? Ведь говорят, что от желающих воспользоваться морскими круизами по Каспию, сегодня просто отбоя нет!

Проект морского вокзала в Астрахани.jpg

- Я совершенно точно знаю одно: даже если убрать пограничные барьеры и граждане наших стран будут совершенно свободно перемещаться, даже не показывая паспорт, что вообще-то вряд ли будет в обозримом будущем, люди должны куда-то выйти, должны быть какие-то помещения, где они смогут пробыть пока их не посадят на туристические автобусы, куда-то не повезут и так далее. То есть, помимо круизных судов нужна еще и портовая инфраструктура. Даже если у нас есть готовые туристические объекты, готовые и отработанные туристические маршруты, мы все равно "упремся" в портовые сооружения для туристов, а сейчас их нет. В Астрахани речной вокзал давным-давно ликвидирован, он сгорел, его нет уже два десятка лет, а новый пока не построили. То есть, его нужно строить, точно также как и в Актау, Махачкале. На сегодня, пожалуй, только лишь Баку может похвастаться тем, что у него есть морской пассажирский терминал.

Бакинский бульвар.jpg

Так  может быть это и станет консолидирующей идеей для частного бизнеса и государств на Каспии – обеспечение пассажирскими морскими терминалами портовых городов для развития международного круизного сообщения?

- Может быть, ведь всегда нужно с чего-то начинать. Начинать нужно с того, что менее всего ведет к каким-то трениям, спорам и дискуссиям. Начинать нужно с относительно простых вещей. Да, я думаю, что туризм может быть одним из беcпроблемных направлений хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем быстрее всего потянут за собой все остальное. Но, все-таки, быстрее туризма будет развиваться торговля! Ведь миром движет торговля!

Трудно с Вами не согласиться. И, пожалуй, на сегодня мой последний к Вам вопрос. Каковы перспективы Каспийского экспертного клуба? Когда, где и в каком сообществе мы увидим Вас снова?

- Ближайшее событие состоится в конце февраля в Алматы. Это территория Казахстана, как говорится, добро пожаловать! В дальнейшем заседания в нашем клубе будут проходить каждый месяц. Основная их форма - это невыездные заседания, мы продолжим использовать телемосты и телеконференции в наших мероприятиях. Этот формат хорошо зарекомендовал себя и вполне оправдан. Я надеюсь, что круг тем обсуждения будет расширяться, круг участников, экспертов, специалистов, вовлеченных в эти обсуждения, также будет расти. Тут я вижу перспективы совершенно реальные, ведь это проще, чем договориться по статусу Каспия!

Спасибо за обширную и содержательную беседу!

Интервью с международным экспертом, политическим обозревателем, главным редактором телеканала "Астрахань-24" и международной "Каспийской редакции" Александром Васильевым провел

Александр Покатилов
Количество показов: 705
Короткая ссылка на новость: http://www.infopole.kz/~Pa6a1